Андре де Дьен - американский фотограф венгерского происхождения, мастер портретной и ню фотографии, открывший для мира феномен Мэрилин Монро.
Андор Икафальви де Дьенеш ( позже изменил имя на Андре де Дьен ) родился в венгерской семье в 1913 году в Турии (Трансильвания, далее Румыния). Его родители разошлись, а в 14 лет мать покончила с собой. Юноша переезжает в Будапешт и начинает работать в магазине тканей. Покидает Будапешт в 18 лет, путешествует по Европе, оказывается в Тунисе и покупает там свою первую фотокамеру. Далее, Андор называет себя на французский манер - Андре де Дьен и прибыл в Париж, чтобы изучать там изобразительное искусство. Он полностью уходит с головой в фотографию и сотрудничает с газетой La Humanite и агентством Associated Press.
И когда парижский кутюрье Молинье замечает работы юного фотографа, то сразу предлагает ему стать фэшн - фотографом. А уже 1938 году де Дьенес переезжает в Америку, где работая штатным фотографом Esquire и сотрудничает с изданиями VOGUE, Montgomery Ward и LIFE.
André de Dienes
И вот наконец в 1944 году фотограф переезжает в Голливуд, чтобы заняться новой для себя темой - фотографией обнаженной натуры. В поисках натурщицы он знакомится с юной и начинающей фотомоделью Нормой Джин Догерти, и эта встреча становится судьбоносной для них обоих.
В процессе пятинедельной поездки по Калифорнии, Нью-Мексико и Неваде и проведения там многочисленных фотосессий, возникает та самая известная серии фотографий, на которой запечатлено превращение Нормы Джин во всем известную Мэрилин Монро.
Далее, помимо Монро Дьен создаёт фотопортреты таких голливудских звезд, как Элизабет Тейлор, Марлон Брандо, Фред Астер, Генри Фонд, Ширли Темпл, Ингрид Бергман, Рональд Рейган, Джейн Рассел и Анита Экберг ( по фотографиям де Дьена Феллини выбрал Аниту на роль дивы Сильвии в своем фильме «Сладкая жизнь» ). В конце 50-х годов Андре полностью переключается на фотографии в жанре " НЮ " и выпускает серию фото-книг на данную тему.
А вот знаменитые фотографии юной Мэрилин Монро, которые вошли в книгу под названием "Marilyn Mon Amour", были опубликованы только после смерти фотографа, умершего от рака в 1985 году.
Андре де Дьен стал первооткрывателем Монро-модели. На фотографиях Дьена пока что еще Норма Джин — вчерашняя школьница с длинными волосами – чувственна, без пошлости, раскованна - но не вульгарна, и – очень красива.
(Фотографии Дьена опровергают распространенное заблуждение, что в юности Монро была непластичной и не отличалась особой красотой.) В Неваде, Нью-Мексико, на фоне скал и пустыни, Дьен отснял километры пленки, многие фотографии попали на обложки американских журналов. Сотрудничество Монро с Дьеном продолжалось до 1953 года, он первым запечатлел превращение просто красивой девушки в удивительную женщину, о которой грезят миллионы.
В 1946 году известный фотограф Андре де Дьен снимал портреты 20-летней Мэрилин Монро на пляже в Малибу. Чёрно-белые портреты показывают разнообразный спектр эмоций, причиной которой был сам фотограф, попросивший её спонтанно реагировать на такие слова, как любовь, радость, мучения и смерть.
До того, как появилась Мэрилин, была Норма Джин: фотографии и тайные воспоминания первого фотографа и друга Мэрилин Монро. После их первой встречи де Дьен мгновенно влюбился в невинность и обаяние Нормы Джин, и они ненадолго были помолвлены. В те ранние годы они вместе предприняли много авантюрных поездок, де Дьен снимал Норму Джин во всех возможных природных условиях в своем оригинальном вдохновенном стиле. Вскоре он собрал огромное портфолио потрясающих фотографий улыбающейся брюнетки, которые помогли начать ей модельную карьеру, а несколько лет спустя – карьеру в кино, которая сделала ее легендой.
«Когда Норма Джин днём вошла в моё бунгало, у меня появилось ощущение, что свершилось чудо. Она казалась ангелом. Я даже не мог прийти в себя некоторое время. К тому же она была сексапильным ангелочком, отправлена специально для меня! Впечатление, которое Норма Джин произвела на меня, было невероятным. С каждой минутой я любил ее всё больше и больше.»
Все его отношения со звездой, включая многие личные моменты, общие только для них двоих, подробно описаны в секретных мемуарах де Дьена, которые были обнаружены, когда фанаты Монро разорили его дом после его смерти в 1988 году.
Рассказывая историю одной фотосессии, Андре де Дьен вспоминает:
«Зазвонил телефон, и Мэрилин крикнула мне в трубку: «Андре, давай фотографироваться!» Она сказала, что она только что впервые приехала в Нью-Йорк и то, что завтра мы должны пойти фотографироваться... Она сказала, что посвятит мне весь свой день», - а затем спросила: «Есть ли у меня красивый купальник и может ли она его надеть?
Она остановилась в отеле «Pierre» в нескольких кварталах от моей студии. Это был один из самых популярных отелей в Нью-Йорке, и она могла себе этого позволить.
Мы договорились на следующий день отправиться на пустынный пляж на острове Лог. Я купил два купальника один белый и один розовый, два зонта и несколько шелковых шарфов. Я также приготовил корзину с продуктами и взял себе бутылку коньяка, чтобы немного расслабиться после работы. На следующий день в районе шести или семи утра она позвонила мне и сказала, что она хорошо спала. Я никогда не забуду тот момент, когда она вышла из лифта отеля «Pierre»... У неё была сумасшедшая энергетика. Знаете, у нее самая ослепительная красота в мире!
Был жаркий летний денек и когда мы приехали, на Джонс-Бич уже было очень людно и, мы пошли дальше, к пляжу под названием Тоби-Бич, но поднялся ветер, сгустились тучи и по небу вспыхнули молнии. Все отдыхающие на пляже поспешно собрали свои вещи и покинули место отдыха. Казалось, что сам Бог расчистил пляж для Мэрилин и меня. Шторм прошёл и к полудню дня и пляж был в полном нашем распоряжении.
Я взял с собой своего серого персидского котенка, потому что Мэрилин настояла, чтобы он по её словам не чувствовал себя одиноким в студии. В процессе работы я много общаюсь с тем, кого фотографирую и могу общаться почти без перерыва. Я делюсь советами и постоянно придумываю истории, чтобы поддержать интерес.
Я попросил Мэрилин немного пофлиртовать с моей камерой, использовав всю её сексуальную привлекательность. Мэрилин была очень любезна, терпелива и стремилась сделать все как надо. Я сказал ей, что моя фотосессия может длиться вечно.
После того, как я сделал несколько снимков Мэрилин в купальнике, я попросил ее снять купальник и завернуться в платок и потанцевать для меня. Ветер будет создавать эффект парящего платка и я смогу сделать красивые снимки! Она танцевала с платком как я и планировал, но ветер не был на столько сильным мне было не так уж это и важно. Ни за что в мире я не рискнул бы испортить этот прекрасный день с Мэрилин. Я любил и уважал Мэрилин».
Фотограф Андре де Динес запечатлел Мэрилин Монро такой, какой ее не знает никто…
Красота Мэрилин Монро покоряла многих, с кем она работала на протяжении 8 лет. Анри де Дьен говорил, что Мэрилин была для него кем-то вроде земного ангела.
Андре считал, что высшие силы послали Норму специально для него. Ему очень нравилось работать с ней. Во время одной из последних фотосессий Монро позировала ночью. Единственным источником света были фары авто…
В последний раз Андре видел Мэрилин в 1961 году за год до ее смерти. Он вспоминает, что это была вовсе не та девушка, которую он повстречал в 1945-м. Она чувствовала себя разбитой, а ее надежды были обмануты.
На прощание Мэрилин подарила фотографу букет цветов. В тот момент мужчина понял, что это их последняя встреча. Вместе они посетили огромное количество мест и сделали не меньшее количество великолепных снимков.
Когда девушка приехала к нему на встречу, то на ней еще было обручальное кольцо, однако она сказала, что не любит своего мужа и хочет с ним развестись. Из путешествия девушка отправила мужу, Джиму Догерти, открытку, что скучает по нему, но не сказала впечатлений о поездке, думаю, не желая подливать масла в огонь. Либо потому что путешествие оказалось не таким радужным, как сама девушка представляла изначально.
Сначала к ним пристал какой то тип, потом колесо машины Андре спускало несколько раз, фотограф однажды забыл кошелек в отеле, а потом их и вовсе обокрали. Расстроенная Норма Джин даже хотела позвонить Джиму и вернуться назад, но Дьен ее остановил: к этому моменту он уже влюбился в Норму Джин и умолял ее выйти за него замуж. Норма Джин была замужем, они почти не знали друг друга, и новое замужество в планы девушки явно не входило.
«Правда такова, — призналась она через годы, — что я начала эту поездку, имея в виду исключительно деловые соображения (де Дьен заплатил двести долларов за ее проживание). Но Андре представлял это себе совершенно иначе». («У меня было большое желание сделать из нее свою любовницу».)
«Честно говоря, Андре систематически использовал Норму Джин, — утверждает Алекс Д'Арси, актер и знакомый нашего фотографа. — Это был совершенно полоумный тип, который внушил девушке, что он абсолютно необходим ей».
Роман с де Дьеном означал также поворотный пункт в жизни Нормы Джин. Андре был ее первым внебрачным сексуальным партнером. Но Норма Джин, которую он измучил звонками и письмами, в итоге сказала по телефону, что замуж она за него не выйдет. Хотя позднее они и будут видеться, а последняя встреча случится в 1961 году на одном из приемов.
Норма Джин возвратилась в Лос-Анджелес уже гораздо более опытной и повидавшей виды молодой женщиной, а это не могло не бросаться в глаза. Дома она обнаружила безумствующего от гнева мужа, который потребовал от нее сделать выбор между ним и своей карьерой. Молодая женщина доказывала, что у нее не было никаких причин быть домоседкой и домохозяйкой, раз ее мужа целых два года не было с ней.
Кроме того, она задавала вопрос: а что, собственно, плохого в позировании? Ответ звучал двояко: Догерти хотел иметь спокойную и обыкновенную жену, а не возбуждающую всеобщий восторг будущую королеву; кроме того, ему еще и хотелось иметь детей. Новая «холодная война» воцарилась в семействе Догерти весной 1946 года, особенно в тот краткий период, когда (по словам Джима) его жена «чуть ли не впала в бешенство, полагая, что забеременела». Вероятно, оба они думали о сомнительном характере отцовства.
«Счастье», «грусть», «смерть», «сомнения» — слова, которые вызывают в душе каждого человека бурю эмоций. Реакцию именно на эти слова запечатлел Андре де Дьен на пляжной фотосъемке. На этих кадрах, по словам самого фотографа, уже тогда можно было увидеть проблески ее великолепия, в улыбке, которую чуть позже запечатлеет в своей известнейшей картине, отец поп-арта — Энди Уорхол. Фотографии, которые получились после этой фотосессии, получили широкую популярность.
В июне 1961 года, за год до смерти Монро, Андре и Мэрилин встретились в последний раз. Позже он вспоминал, что это была уже не та лучезарная девушка, в которую он когда то влюбился. Мэрилин была разбита, успех оказался фальшью и головокружительная популярность обернулась для неё одиночеством. На прощанье Мэрилин оставила фотографу букет цветов, в тот самый момент, по словам фотографа, он осознал, что это была его последняя встреча с «прекрасным ангелом», которого он когда-то подарил миру.
Made on
Tilda